пятница, 3 июня 2016 г.

Дадут ли вам стакан воды в жару?

Принято считать, что клиент всегда прав. Но на практике так выходит не всегда. Зачастую мы стесняемся сказать продавцу в магазине, что товар нам не по карману. А в кафе предпочитаем промолчать в ответ на то, что нам дали сэндвич с рыбой, хотя заказывали мы с курицей. Ничего не скажем, даже если на рыбу у нас аллергия. Мы боимся, что нас не так поймут, подумают что-то дурное или нахамят. Пытаясь разрушить этот стереотип, я заходила в самые популярные кафе и бюджетные рестораны в центре Москвы и просила стакан воды, обещая заплатить… ничего. По легенде, кошелек я оставила дома.

Эксперимент начался с пекарни «Волконский» на Воздвиженке. На входе я столкнулась с габаритным мужчиной, который пытался догнать свою супругу, вышедшую из кафе чуть ранее. Он говорил что-то про такси. Я не особо обратила на это внимание, так как настраивалась на начало эксперимента и немного нервничала.

Пекарня "Волконский" на Воздвиженке
В кафе оказалось малолюдно и это сыграло в мою пользу – мне казалось, тем меньше людей увидит мой позор. За барной стойкой стояли несколько официантов и администратор. Сразу подхожу к последней и начинаю свой рассказ. Не успев упомянуть про забытый кошелек, девушка учтиво кивает в сторону кувшина с водой и стаканами на стойке. Видимо, я не первая  прошу  попить, не заплатив. Мои опасения насчет унижения перед сотрудниками кафе не оправдались. Никто из стоящих за барной стойкой даже не смотрит в мою сторону. Их внимание устремлено на ту пару, с которой я столкнулась на входе. Как оказалось, супруги были нетрезвы и работники «Волконского» пытались помочь им вызвать такси.

Воду мне дали, а денег не взяли. При этом отношение было довольно дружелюбным. Вода была из кувшина, по вкусу напоминала водопроводную, возможно кипяченую.


Я, удовлетворенная и уже немного раскрепощенная, иду по Газетному переулку и думаю, что это было не так уж страшно. Следующий пункт – «ВьетКафе». За барной стойкой стоит молодой человек. Говорю, что очень хочу пить, но, к сожалению, забыла кошелек дома. Пока бармен несколько секунд думает, я уже морально готова к первому отказу. Но он говорит: «Да, конечно» и наливает воду из автомата.

"ВьетКафе" в Газетном переулке
Пить я не хочу, но делаю вид, что удовлетворяю потребность. Пока разыгрываю мини-сценку, думаю о чистоте стакана, из которого пью. Я не обратила внимание,  откуда бармен его взял. Ведь денег он за это не получит, а посуду после меня мыть придется. Поэтому, вполне вероятно, он мог дать использованный стакан. Тогда с такой же легкостью половина посуды в общепитах может оказаться не стерильной. Надеясь на совесть бармена благодарю за воду и иду дальше.

По пути мне встречается кафе «Кружка» (читать – бар). Я не планировала сюда заходить, но популярность этого заведения и уже разыгравшийся азарт заставляют меня войти. Во вторник вечером все столики заняты, а зал окутан дымом от кальяна. К барной стойке буквально не протолкнуться. Очень много посетителей, все официанты и бармены за работой. Ко мне обращается молодой человек, который в режиме нон-стоп разливает пиво по кружкам. Прошу воды. Он соглашается, но просит подождать минуту. Судя по его тону, мне показалась, что моя просьба его не порадовала. Но когда он говорит другому бармену: «Налей девушке воды», он уже не кажется таким злобным. Это первое кафе, где ко мне так вежливо обращаются. Оно же окажется и единственным.

Кафе "Кружка" в Газетном переулке
В других мне не отказывали в напитке, но уровень обслуживания был значительно ниже, даже если цены в меню выше. Сомневаюсь, что отношение персонала во время проведения эксперимента резко падало в качестве, когда я говорила, что у меня нет с собой денег. Официанты одинаково будут относится к тому, кто поужинает в заведении и кто закажет чашку кофе. Обслуживание обоих будет одинаковым.

После фразы «Налей девушке воды» второй работник «Кружки» говорит мне, что, к сожалению, у них осталась только газированная вода. У меня есть серьезные подозрения, что в «Волконском» мне налили воду из-под крана, а в «Кружке» огорчаются, что они не могут предложить мне воду без газа. Зная завышенные расценки на бутылки с водой в кафе и ресторанах, у меня мелькнула мысль, что бармен мог не расслышать, что платить я не собираюсь. Тем не менее, мне принесли газировку и денег не попросили. Бутылку открыли только что, так как вода была сильно газированная. В ответ на мою благодарность, меня благодарят в ответ.

После третьего заведения страх пропал совсем и уже появился какой-то азарт. Еще не в одном заведении мне не нахамили, более того, везде предоставили попить.

"То да Сё" в Газетном переулке
Захожу в «То да Сё» на углу Газетного переулка и Тверской улицы. На входе стоит администратор и общается с девушкой. Дамы меня не видят, поэтому, чтобы обратить на себя внимание начинаю говорить. Администратор с буквально натянутой улыбкой выслушивает. После моей речи улыбка пропадает и она рекомендует мне пройти к барной стойке. У бармена прошу воды, ссылаясь на работницу у входа. Парень мешкается, неудивительно: на открытой кухне и рядом с ней творится коллапс, ему явно не до меня с просьбой о бесплатной воде. Молодой человек говорит, что может налить только из-под крана. Благодарю и отказываюсь. Слишком сильный контраст после «Кружки». Хотя здесь честно предупредили о водопроводной воде.

Иду к «Чайхоне №1» в Камергерском переулке. Но в последний момент не решаюсь зайти: на входе стоят слишком пафосные официанты и охрана дежурит буквально каждые три метра по периметру ресторана.

Следующее заведение – «IL Патио». Идя через летнюю веранду к барной стойке, не вижу ни одного официанта. За баром сидят два молодых человека без опознавательной формы или бейджиков, общаются. Прошу попить и говорю, что забыла кошелек. Моментально дают положительный ответ, но почесав затылок начинают крутиться. В этот момент у меня есть возможность заглянуть за барную стойку. Сказать, что там немного не убрано – ничего не сказать. Повсюду лежат личные вещи и грязная посуда. Ощущение грязи.

Парень говорит, что может предложить только лимонад. Мои надежды еще никогда не были так высоки сегодня. Сначала газировка в «Кружке», теперь лимонад. Мои мнение почти стало улучшаться насчет «IL Патио». Но мне дают наполовину пустой кувшин с несколькими использованными трубочками. Немного оторопев, молодой человек видимо думает, что я жду, когда этот напиток мне нальют и говорит об отсутствии стаканов.

IL Патио в Камергерском переулке
С теплотой вспоминаю о том, что двадцать минут назад жаловалась на воду из-под крана в «Волконском». Она была хотя бы чистая, а возможно даже кипяченая. Во всяком случае, в жаркий день можно сделать глоток водопроводной воды, чтобы утолить жажду. А вот старый лимонад я не буду пить в любом случае.

Прямо напротив злосчастного «IL Патио» располагается легендарный «Старбакс». Там как всегда очередь к кассе. Обхожу ее и иду сразу к столику раздачи. Девушка готовит кофе. Прошу ее налить воды, предупреждаю, что денег с собой нет. С улыбкой, но без особого энтузиазма девушка наливает воду из-под крана в большую кружку «Старбаркса» и спрашивает, нужен ли мне лёд. Спишем вялость на конец рабочего дня. Воду то мне дали.

Результаты эксперимента оказались разными, как и уровень обслуживания кафе и ресторанов. Тем не менее, в 6/6 мест меня согласились обслужить без денег.  При этом я нигде не столкнулось с негативом в свою сторону. Официанты, бармены и администраторы кафе – обычные люди, и, несмотря на то, что они на работе, работники общепитов всегда войдут в положение и не оставят вас без стакана воды. Но этот же человеческий фактор, может сыграть  злую шутку. Во втором кафе я задумалась о чистоте посуды, в которую мне наливали воду, а значит могли  налить туда же, если бы я пришла позавтракать в это заведение. 

Margo

Комментариев нет:

Отправить комментарий